Усть-Катав

Усть-Катав — Марьин Утес — Таганай

От нашего дома до Национального парка Таганай примерно 600 километров. По пути было решено заскочить в Усть-Катав, посмотреть его известные мосты и Станционную пещеру, а потом заехать на Марьин Утес. Проехав 400 с небольшим километров от дома, было решено сделать привал, чтобы отдохнуть, перекусить, набраться сил и выдвинуться дальше, к горам. Для привала мы как раз и выбрали Станционную пещеру (место рядом с ней)

Усть-Катав

Почему Усть-Катав?

Во-первых, это место, где речка Катав впадает в Юрюзань, по которой очень любят сплавляться туристы (сплав по реке практически все начинают с Усть-Катава или Вязовой).

Усть-Катавский тамвай

Во-вторых, в Усть — Катаве есть известный на всю страну вагоностроительный завод, выпускающий трамваи (ну и авиабомбы с пушками, как полагается). В городе есть трамвайные пути для обкатки, но нет трамваев, как транспорта.

Усть - Катав. Обкатка трамваев

Трамваи в Усть — Катаве (фото http://transphoto.ru)

Пути проходят прям непосредственно возле домов, и многие жители свои машины паркуют прямо на них.

В третьих, здесь проходит жд путь на мосту через Юрюзань, через который проходят все поезда Урала (Транссибирская магистраль) и его охраняют пограничники.

Справка: Слово «юрюзань» с древнетюрскского расшифровывается, как «узян» (узень), что обозначает – “река, долина”. А в переводе с восточно-башкирского языка слово «Йүрүҙән» (юрюзань), означает «большая река». По территории Челябинской области Юрюзань протекает через города Юрюзань, Трёхгорный (закрытый) и Усть-Катав, вновь на территории Башкирии протекает через сёла и посёлки и впадает в Павловское водохранилище. Общая протяженность реки Юрюзань – 285 км, ее средняя ширина составляет около 50 м. Максимальная глубина достигает 3 м, средняя колеблется в районе 1,5 м. Дно каменистое. Из видов рыб в реке обитают: голавль, чебак, окунь, елец, щука, хариус, пескарь, жерех, судак, лещ, подуст, налим, плотва и т.д.



Мосты в Усть-Катаве

В третьих, в Усть — Катаве имеются примечательные мосты через Юрюзань, построенные в прошлом веке — Французский, Брянский и Новый мост — собственно, названия говорят сами за себя

Французский мост

Усть - Катав. Французский мост

Французский мост — построен бельгийцами в начале 20-го века, до революциии. Проезд на грузовом транспорте запрещен, но и на легковых машинах мало, кого встретишь

История: В январе 1899г. с разрешения императора Николая II Усть-Катавский железоделательный завод был сдан в аренду бельгийскому акционерному. При бельгийских акционерах Усть-Катавский завод преобразуется в вагоностроительный, на нем начался выпуск подвижного состава и иной продукции для железных дорог. Для прибывающих акционеров-бельгийцев на правом берегу строится поселок «Колония», сейчас Первомайский. Этот поселок в 1913-1914 гг соединяют с левым берегом Усть-Катава мостом. Собственно, с бельгийцев, которых местные, вероятно и называли французами, и начинается слава вагоностроительного завода и отсюда название моста. По городской легенде  до 1917 года мост тщательно берегли, ходить по нему могли только иностранные специалисты («французы»).

Не смотря на свою хлипкость на вид, мы все-таки по нему проехались :) и Яндекс.навигатор, кстати, именно его рекомендовал при создании кратчайшего пути до точки привала. Но, справедливо будет заметить, что выбрали мы этот мост только на обратном пути, а туда проехали по Новому.

Брянский мост

Усть - Катав. Брянский мост

Брянский мост построен в военное время 1940-х годов. Мост пешеходный

В 1941 году, вскоре после начала Великой Отечественной войны, в поселок при Усть-Катавском заводе были эвакуированы предприятия из городов прифронтовой полосы: Брянска, Москвы, Ленинграда, Киева, Сталинграда, Мытищ. Работники эвакуированных заводов приехали сюда со своими семьями. В результате население Усть-Катава увеличилось почти в два раза. Именно в годы войны поселок Усть-Катавский завод был преобразован в город. Старый подвесной мост, по которому многие рабочие добирались из дома на производство и обратно, не справлялся с такой нагрузкой. Поэтому без отрыва от основной деятельности был спроектирован новый подвесной мост.
Строительство началось в 1943 году и было завершено к лету 1944 года. Новый мост получил имя «Брянский» в честь дружбы между усть-катавцами и работниками эвакуированных заводов, среди которых большую часть составляли работники Брянского машиностроительного завода.

Брянский мост в Усть-Катаве — это мост с историей, но без особых прекрас. Вряд ли его можно назвать «ответом Лос — Анджелесу», как называют некоторые гиды. Наверное, мы выглядели слегка диковатыми (точнее, я), остановившись возле моста, поскольку тут же вылез  фоткать и выкладывать в инсту, благо там с интернетом было все нормально. Но пешеходов я не удивил, народ не злился и на меня не пялился.

По Брянскому мосту ходили и автобусы, при этом этот участок считался довольно сложным для габаритного транспорта. К концу 1980-х годов решено было в целях безопасности закрыть проезд по мосту. Для автотранспорта построили железобетонный мост в 245 метрах восточнее. В народе его называют «Новый мост». А Брянский мост в 1990-х реконструировали и он превратился в «прогулочный»

Пикник на обочине (граница Башкирии)

Место для отдыха было выбрано не случайно. Жена его выбрала заранее, изучив всю местность по гуглофоткам — Станционная пещера возле старой железнодорожной станции (рядом остановочная платформа 1799 км). Ехать до места пришлось ровно по тому маршруту, что подсказал Яндекс.навигатор — переехав жд пути по новому мосту (как я уже говорил, изначально навигатор настойчиво предлагал пересечь Французский мост и существенно сократить путь), далее, вокруг жилого массива из частного сектора. Ошибиться сложно, дорога асфальтированная одна, но на всякий случай, нам на помощь попалась маршрутная газель, которая нас вывела из поселка к лесу. Там, еще немного покружив и поползав по проселочной дороге, вдоль заброшенных хижин и жд путей, мы прибыли к месту назначения Вот тут


Координаты: 54°56’31.8″N 58°07’03.2″E

Сами того не зная, расположились мы, оказывается, со своим мангалом на территории Башкортостана, за пределами Челябинской области. Судя по карте.

Усть-Катав. Транссибирская магистраль, поворот от Усть-Катава в сторону Яхино

Транссибирская магистраль, поворот от Усть-Катава в сторону Яхино, рядом со Станционной пещерой

Усть-Катав. Транссибирская магистраль, вид на старую станцию напротив Станционной пещеры

Станционная пещера. Транссибирская магистраль, вид на старую станцию, в сторону Усть-Катава

Усть-Катав. Станционная пещера.

Ждем поезда. Привычка смотреть на поезда еще с детства

Усть-Катав. Вид с места привала на речке Юрюзань

Вид с места привала на речке Юрюзань

Поскольку, это был первый день вылазки из города, первая точка на нашем маршруте, было решено взять с собой мяса и сделать шашлык — поесть «нормальной» еды перед вылазками в горы. Понятное дело, что мясо в сыром или даже в маринованном виде в рюкзаках в походе испортится.

Усть-Катав. Пикничок возле станционной пещеры

Пикничок возле станционной пещеры



Усть-Катав. Привал возле Станционной пещеры, неподалеку от Старой станции

Привал возле Станционной пещеры, неподалеку от Старой станции

Усть-Катав. Наша бобровая поляна на речке Юрюзань

Наша бобровая поляна на речке Юрюзань

Во время привала моя драгоценная жена (самый организованный человек в мире) зачитывала свои записи про наши места туризма, а мы внимательно слушали. После трапезы умудрились вздремнуть, что очень помогло нам в дальнейшем.

Судя по определенным следам, здесь были не только мы, но и бобры.

Усть-Катав. Юрюзанские бобры любят иву

Юрюзанские бобры очень любят иву

Усть-Катав. Бобры на речке Юрюзань

После привала, мы, набравшись сил, совершили ошибку — залезли на каменистый утес с пещерой Станционной. Залезали полчаса, а потом еще и слезали столько же.

Станционная пещера, Усть-катав

Станционная пещера, Усть-катав

Станционная пещера

Станционная пещера

Станционная пещера

Пещера, по словам бывалых, развивается аж на пять галерей: восточную, юго-западную, южную, юго-восточную и северо-западную
Входная галерея продолжается еще 8 метров и обрывается двухметровым вертикальным уступом — колодцем глубиной 7 метров. Через его дно с севера на юго-восток протягивается 25-ти метровая галерея второго яруса. Северная часть ее выклинивается; из юго-восточной, развивающейся под входной галереей, короткий восьмиметровый колено-образный узкий лаз ведет в идущую параллельно, но несколько юго-западней, южную галерею. В 5 метрах от дна колодца в западной стене галереи 2-го яруса открывается короткий двухметровый боковой ход, приводящий в грот Развилок (длина 8м, ширина 2-5м)
Собственно, именно поэтому нас там и не было :)

Не смотря на такой вот попсовый вид, забираться и спускаться было не просто. Можно было словить булыжник в голову при не аккуратном подъеме впереди идущего товарища

Вместо пещеры, мы облазили ее окрестности. Потеряли время, силы (в результате, немного выбились из расписания и приехали позже на Таганай) :(

Марьин Утес (неподалеку от Усть-Катава)

Следующей промежуточной точкой на пути к Таганаю у нас был Марьин утес (Хапов гребень). Располагается он чуть дальше первого поворота на Усть-Катав по трассе М5. Будьте осторожны, как нас предупреждает Викимапия, крайне опасно близко подъезжать к утесу на автомобиле, поскольку утес находится близко к трассе. На самом деле, на мой взгляд, нужно сильно постараться, чтобы слететь с утеса на автомобиле, ибо все-таки достаточно места в лесу для стоянки.


N (54.905278) E (58.1075)

Усть Катав. Марьин утес. Вид на речку Катав с Марьиного утеса

Вид на речку Катав с Марьиного утеса

Марьин утес — это великолепные виды и удобное место для привала. Часто сюда заезжают местные свадьбы. Раньше место было обозначено как «Марьин утес» на Южном Урале. Сейчас есть табличка с названием пещеры.  Пещера также известна под названием «Хапова пещера», так как она расположена на левом берегу р.Катав, в скалах Хапова гребня. Пещера расположена на высоте около 45-50 м.

Усть-Катав. Вход в пещеру Марьиного утеса

Вход в пещеру Марьиного утеса, видна лестница для подъема

Хапова пещера

Cпустившись  по крутому склону, немного левее обрыва, первое, что можно увидеть— это несколько небольших гротов, на один из которых можно забраться по очень шаткой лестнице. Под обрывом  две пещеры с приставленной двухметровой лестницей к одной из них.

Усть-Катав. Вход в пещеру

Вход в пещеру

Усть-Катав. Марьин Утес, Хапова пещера

Усть-Катав. Марьин Утес, Хапова пещера

Первый грот самый большой. В нем на высоте 3 м от пола в правой стене имеется узкая расщелина. Через 8-10 м, несколько раз изменив направление, она выходит на дневную поверхность. Это второй вход в пещеру (на высоте 3-4 м от основания отвесной скалы). Стены гротов неровные, с множеством углублений, ниш и выступов. В первом гроте в скальных расщелинах селятся дикие голуби, во втором и третьем водятся мотыльки, бабочки и комары. На глубине 40-50 см были обнаружены камни, образующие неправильный круг и прикрывающие собой множество украшений. Здесь же были найдены человеческие останки.

Усть-Катав. Марьин Утес, Хапова пещера

Основной грот пещеры Хаповой

Усть-Катав. Марьин Утес, Хапова пещера

Усть-Катав. Марьин Утес, Хапова пещера




Далеко в полный рост не зайдешь, дальше только ползком, и то, не везде, на свой страх и риск, с фонарем)На верху гребня, на Марьином утесе есть смотровая площадка с тремя импровизированными стульями, из пней. Как я уже писал, сюда приезжает много местного народу, просто отдохнуть, пофоткаться, на пикник или на свадьбе. Нам повезло, был будний день и наверху отдыхали лишь два пенсионера.

Поскольку, возле Станционной пещеры мы потеряли много времени и выбивались из графика, на Марьином утесе мы долго не засиживались и, немного отдохнув, выдвинулись дальше.

P.S. Очень хотелось увидеть трамвайные пути, но нам это так и не удалось. Очевидно, нужно будет посвятить еще одну поездку ради такого зрелища :)

Итак, следующая точка — Таганай


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *