Тургояк. Черника

Тургояк. Кемпинг с палатками на берегу озера. База Черника

Всем, проживающим на Урале озеро Тургояк представлять не нужно, его и так все знают. Тургояк совершенно справедливо называют жемчужиной Челябинской области и считают вторым Байкалом. Википедия говорит, что по чистоте воды так оно и есть. Располагается озеро возле города Миасс, примерно в 130 км от Челябинска, в 40 от Златоуста и 300 от Уфы.

После пятидневного «похода — автономки» с рюкзаками по лесам, горам и ручьям Таганая, крайне необходимо было где-нибудь остановиться перед дорогой домой и передохнуть. Мы заранее знали, что этим местом будет озеро Тургояк.

Статья актуальна на июнь 2016 года

Кемпинг «Черника»

Еще будучи дома, мы определились, где остановимся — предполагали, что это будет база отдыха «Серебрянные пески», но, как выяснилось, база продана и не функционирует для широкой публики. Вместо нее, нашим пристанищем стала молоденькая база — кемпинг — «Черника», чьи указатели мы заметили еще подъезжая к «Серебряным пескам».

До Черники есть дорога (отсыпка щебнем достаточно свежая, базе около 2-х лет), ехать достаточно долго и на небольшой скорости, огибая озеро Тургояк и ее маленькую спутницу — озеро Инышко. Мы доехали без проблем на легковом автомобиле.

При въезде на базу Черника вас встречает мусорный контейнер и указатель к администрации. Мы подъехали к небольшому вагончику с вывеской — аккаунтом Черники в Instagram’е

Тургояк. Черника - недорогая, но очень уютная база для палаточного кемпинга на озере Тургояк
Черника — недорогая и очень уютная база для палаточного кемпинга на озере Тургояк

База Черника. Территория

Администратор озвучил нам скромную цену за размещение палатки — 200 рублей в сутки, включая стоянку машины (ее мы оставили в непосредственной близости к домику администрации, ибо специального места для парковки — нет), провел ознакомительную экскурсию по территории, указав границы и оптимальные места для размещения. К слову сказать, все места оборудованы кострищами, лавками и столами, имеются крытые беседки, баня и туалет.

Тургояк. Выбранная нами база была полностью готова к приему гостей
Выбранная нами база была полностью готова к приему гостей

Мы выбрали место на берегу, в метрах 15 от воды, в окружении деревьев. Дело в том, что на Тургояке очень переменчивая погода (видимо, из за окружающих его гор), внезапно может возникнуть сильный ветер или дождь (или и то и другое вместе). Поэтому, мы воздержались от соблазнов размещаться совсем уж у воды.

База Черника располагается в сосновом лесу с вкраплениями осины и рябины. Лично я очень люблю сосны, поэтому пришел в восторг от нашего окружения :-)

Озеро Тургояк, база для кемпинга Черника, рядом с Серебряными песками. Сосновый лес с вкраплениями рябины и осины - все это на берегу красивейшего озера
Озеро Тургояк, база для кемпинга Черника, рядом с Серебряными песками. Сосновый лес с вкраплениями рябины и осины — все это на берегу красивейшего озера
Кемпинг Черника оборудован столиками, лавками и кострищами. На берегу Тургояка видно новенькую баню с выходом в озеро

Треногу, кстати, нам любезно предоставила администрация базы, совершенно бесплатно. Я просто подошел к ним с ружьем и спросил, нет ли у них какого-нибудь прута для перекладины, куда мы смогли повесить котелок — они просто взяли и предложили воспользоваться своей треногой, за что им огромное спасибо. Не нужно было ни рогатки делать, ни перекладину.

Баня

Рядом с нами располагалась баня — стоимость 1000 в час. Не дешево и не дорого для этого места. Могу сказать, что баня хорошая, мы ее арендовали на второй день после всех своих прогулок. Имеет лесенку в озеро для купания в студеной чистой водице озера.

Тургояк. Черника

Тургояк — озеро с чистейшей водой

Отдельно стоит упомянуть о водичке озере. Не зря, совсем не зря озеро называют вторым Байкалом. Вода очень чистая, но холодная. По прозрачности можно сравнить с Красным морем в Египте, но вокруг не плавают разноцветные рыбки и температура воды ниже 10 градусов :-)

Вода в озере — питьевая. Все набирают воду в котелки прямо из озера, мы были не исключение. Я даже хлебнул пару раз не кипяченой — остался жив.

Тургояк. Чай в ковшичке, на костре - мм...))
Чайник походный :)

Прогулка в сторону острова Веры

Разбив лагерь и отобедав, мы решили прогуляться вдоль берега в сторону так называемого острова Веры. До острова не добраться без лодки, некоторые пробовали вброд, но только в одном месте и в конце лета, когда уровень воды чуть снижается. Мы не рискнули добираться до острова вплавь, поэтому довольствовались пешей прогулкой вдоль берега.

К слову сказать, остров Веры известен своими мегалитами — археологическими памятниками, стоянками древнего человека. Место, говорят, очень красивое, с дольменами. Некоторые предприимчивые коммерсанты предлагают на своих базах отдыха довезти вас до острова на катерах (стоимость примерно 1000-1500 с человека), мы эту идею оставили еще до остановки в Чернике. Нам показалось, что отдавать 4000 за нашу компанию, как то дороговато. (Кстати, движение катеров и моторных плавательных средств по озеру запрещено. Разрешение имеет, разве что, катер МЧС, ну, и, видимо, эти коммерсанты). Но если у вас есть весельная лодка, вы можете сами сплавать до острова, в Чернике есть небольшой пирс для удобства (в 2017 году появился прокат лодок).

Тропа

Пройдя метров 300 от нашего лагеря, мы наткнулись на заводь, где были замечены бобры (я лично видел нечто похожее на ондатру, но теща сказала, что это бобер, так как «видишь какие у него торчат зубы»). Перешеек можно перейти по специально сваленному бревну, конечно, изображая канатоходца :)

Прогулки вдоль берега озера Тургояк полны сюрпризов
Прогулки по берегу Тургояка, переходим бобровую заводь
Все мы немножко эквилибристы :) Берег озера Тургояк временами подбрасывал сюрпризы

Дальше тропа была «спокойной», мы периодически попадали на места отдыха других туристов-дикарей. Некоторые, очевидно, обитали на берегу подолгу, устанавливали туристические бани.

Достопримечательности тропы

Остов от туристической бани на берегу Тургояк

Некоторые даже сооружали себе трон

Ксюх Великий. Тургояк

Или досуговый центр

Кальянокурильск :) На берегу Тургояка
Мы решили, что рамочка для Инстаграма :)) Хотя, уверен, у этой конструкции предназначение более полезное

Вдоль берега мы встретили скальные плиты, похожие на дольмены, но это лишь геологические подарки природы, к археологическим достопримечательностям не относящиеся

По пути нас застал дождь, и нас спасли туристы-рыбаки, отдыхающие на берегу, предложив спрятаться у них под навесом. От рыбаков мы узнали, что в озере Тургояк водится щука, чебак и даже форель, правда, последняя ловится, почему-то, только из подо льда. В те места, где отдыхала семья рыбака, на легковой машине не проехать. Судя по колее, нужна, как минимум «Нива».

Мухорьинская курья

До острова Веры, как и предполагалось, мы не дошли (плыть нам было не на чем), а дошли до Мухорьинской Курьи. Именно она мешает сократить расстояние до острова километра на два — курью нужно обходить, встречая на своем пути подтопленные березняки. Вроде как, лет 25 назад, курья сильно увеличилась в размерах, подтопив окрестности и залив проходящую в этом месте по берегу дорогу. Так что дойдя до нее, мы полюбовались окрестностями и потопали назад, к лагерю. (Рыбаки считают курью удачным местом для рыбалки, но может, конечно, врут) Координаты курьи — 55°9’52″N 60°0’40″E, на всякий случай :-)

На фоне острова Веры, рядом с Мухорьинской курьей

На обратном пути в лагерь, поскольку мы топали по местам для «дикого» отдыха, мы сумели собрать не хилое количество поленьев, веточек и палок для костра — нам хватило на полтора дня приготовления пищи без затрат на дрова. Так что выгуливать себя из кемпингов очень полезно не только потому, что места красивейшие, но материальная польза на лицо.

Лайфхак

Мы приехали на озеро слегка не подготовленными — с веревкой, но без табуретки но без прищепок. Как я уже упоминал, погода на озере изменчивая, могут внезапно задуть ветра. Что, собственно, и произошло. Очень быстро нам пришла в голову смекалочка :-)

Смекалочка - сосновые шишки вместо прищепок
Смекалочка — сосновые шишки вместо прищепок

Наш маленький лайфхак. Проверено — потери минимальные. Все осталось на месте!

Черника и Тургояк — хорошая пара

Мы провели на озере Тургояк двое суток, заплатив за все удовольствие в кемпинге 1500 рублей: 400 рублей — проживание, 1000 — баня и 100 — охапка сухих дров в первый вечер. Дров нам дали на совесть, как говорится, берите сколько унесете, дрова были сухими, так что 100 рублей — не жалко, при том, что кемпинг чисто убран от мусора и валежника, просто так в лагере дров не соберешь. Учитывая, какой нам предоставили дружелюбный сервис (предоставили бесплатно треногу) и как ухожен сам кемпинг (кемпинг, что немаловажно, обработан от клещей), Чернике можно поставить «отлично».

Озеро же.. выше всех похвал. Я для себя решил, что вернемся семьей сюда обязательно на недельку, чтобы насладиться чистейшим сосновым воздухом, прозрачной студеной водой, а может быть и вкусной рыбкой —  в следующий раз мы туда без удочек не поедем :-)

Озеро Тургояк — это чудесное место для отдыха и медитации. Место, где можно собраться с мыслями или просто послушать музыку, насладившись пейзажами

Озеро Тургояк - замечательное место для отдыха
Озеро Тургояк — замечательное место для отдыха. Мы вам советуем :)

..или почитать книгу

Почитать книгу на берегу озера, например

или просто хорошо провести время :)

Отдых у каждого свой :)

P.S.

На данный момент, по неизвестным нам причинам, база Черника приостановила свою деятельность.

Наши путешествия на озеро Зюраткуль

Если вы решили подобрать себе кемпинг в Крыму, то Вам сюда. Если вы не знаете, куда там съездить, то сюда. А если хотите пожить в палатке все лето на берегу черного моря, но не представляете, сколько это будет стоить — читайте здесь

Тургояк. Кемпинг с палатками на берегу озера. База Черника: 3 комментария

1. Николай

Отличная статья! Сквозит между строк тонкий юморок) Супер! Замечтал на Тургояк с компанией — пару семей многодетных.

1. Alex Budtoturisto Автор записи

Все зависит от погоды. Иногда, в тех местах очень прохладно, редко — тепло. У нас были спальники на +5, норм